Православная и научная деятельность

С 1846 года отец Антонин (Капустин) занимал различные административные должности в Киевской Духовной Академии, преподавал на кафедрах нравственного богословия (1846), библейской герменевтики и обличительного (сравнительного) богословия (1847). Наряду с этим по поручению академии в 1845—1850 годы занимался исправлением русского перевода гомилий святителя Иоанна Златоуста, писал статьи и проповеди.

15 мая 1850 года назначен настоятелем церкви при русском посольстве в Афинах, где на протяжении трёх лет изучал древние христианские надписи и Парфенон. Его книга о древних афинских надписях произвела в научных кругах России и Европы подлинную сенсацию, его статьи переводились на многие языки.

В 1859 году архимандриту Антонину было поручено заниматься в Константинополе болгаро-униатским вопросом, продолжить изучение Синайского кодекса Библии.

В 1860-1865 гг. являлся настоятелем посольской церкви в Константинополе.

В 1862 году архимандритом Антонином был составлен каталог 624 рукописей библиотеки иерусалимского Святогробского подворья в Константинополе, в котором он впервые обратил внимание учёных на уникальный рукописный сборник, содержащий текст Дидахе.

В 1863 году по поручению Святейшего Синода исследовал на Афоне вопрос о подлинности Синайского кодекса Библии, подтвердив его древность.

В 1868 году вёл в Константинополе переговоры об окончательной передаче Синайского кодекса Библии русскому правительству.

Во второй половине 1860-х годов архимандрит Антонин участвовал в подготовке к изданию актов русского монастыря св. Пантелеимона на Афоне.

Весной 1863 года, получив отпуск, по пути в Батурино к родителям он посетил крупнейшие научные центры Европы и России (Вена, Прага, Дрезден, Санкт-Петербург, Москва) и книжные собрания крупнейших библиотек, познакомился с лучшими специалистами в области славяноведения и византинистики.

В октябре-ноябре 1867 года изучал рукописи Патриаршей библиотеки в Иерусалиме, грузинские рукописи Крестного монастыря.

В июне 1868 года работал над каталогом рукописей и старопечатных книг лавры св. Саввы Освященного (около 700 ед. хр.).

12 июня 1869 года начальник Русской духовной миссии совершил первую Божественную литургию на месте явления Святой Троицы Аврааму.

С начала августа до 18 сентября 1870 года вместе с помощниками составил описание 1310 греческих, 38 славянских и 500 арабских рукописей библиотеки монастыря великомученицы Екатерины на Синае. За этот труд он получил в дар от братии монастыря уникальную рукопись - т. н. Киевские глаголические листки, переданные им позднее в библиотеку Киевской Духовной Академии.

В палестинский период расширяется личная коллекция рукописей архимандрита Антонина, в которой, помимо греческих, имелись также славянские (кириллические и глаголические), арабские и древнеевропейские рукописи, греческие и славянские старопечатные книги, памятники византийского искусства, монеты.

Архимандрит Антонин был одним из учредителей Православного Палестинского Общества, созданного в 1882 году для поддержания православия на Востоке и для облегчения паломникам путешествий по святым местам, получившего почётное именование Императорского. В 1882 году был избран его почётным членом.

Научные заслуги архимандрита Антонина были отмечены избранием его членом многочисленных учёных обществ и учреждений России и Европы: Афинского археологического общества (1854), Одесского общества истории и древностей (1856), Императорского Русского археологического общества (член-корреспондент с 1857, почётный член с 1884), Московского общества любителей духовного просвещения (1869), Киевской Духовной Академии (1870), Немецкого восточного археологического общества (1872), Киевского церковно-археологического общества (1873), Санкт-Петербургской Духовной Академии (1873), Московской Духовной Академии (1888) и других.

Дипломатия и миротворчество, прославление России

В 1865 году архимандрит Антонин был назначен временно заведующим делами Русской духовной миссии в Иерусалиме, а 5 июня 1869 года был утверждён в должности её начальника. Миссия, основанная в 1847 году, находилась в сложных отношениях с Иерусалимским Патриархатом и представителями других конфессий в Палестине, а также испытывала крайнее стеснение в денежных средствах, необходимых для её работы.

Благодаря тонкому пониманию политической и церковной ситуации на христианском Востоке, прекрасному знанию греческого и ряда восточных языков, дипломатическому таланту, сочетавшемуся с личным обаянием, природным юмором, он сумел постепенно улучшить положение Русской миссии, укрепить её авторитет в Палестине, примирить и расположить к себе все противоборствующие стороны.

Благодаря своим личным качествам: честности, неподкупности, воспитанности и такта, уважительного отношения к законной канонической власти, почитания прав Патриархии, архиепископ Антонин достиг завидного авторитета, уважения и любви греков. Он превосходно владел наукой христианской дипломатии, которая, согласно Писанию, состояла в умении пропускать мимо злобу, глупость, зависть. Делал это с возможной улыбкой и изяществом. Даже турецкая стража отдавала ему честь в знак особого уважения.

Неоценим вклад архимандрита Антонина в дело прославления русского имени на Востоке. Побывавшие в Святой Земле поражались всему тому, что сделано в течение столь краткого времени волей, умом и энергией этого человека.

За время пребывания в должности архимандрит Антонин создал серьёзную материальную базу для деятельности миссии в Палестине, значительно расширил существовавшую систему русского паломничества в Святую Землю, оказывал массу услуг прибывавшим из России паломникам.

Архимандрит Антонин приложил много усилий и для просвещения местного населения Палестины и Сирии. Так, на средства, пожертвованные императрицей Марией Александровной, он по собственной инициативе устроил школу для девочек в арабском селении Бейт-Джала близ Вифлеема. По указанию Антонина на приобретённых им землях строились приюты для паломников и школы для детей православных арабов.

Более 40 лет архимандрит Антонин прожил вне пределов России, но все его труды были направлены к прославлению своей родины.

«Только ему одному, его твёрдости, его настойчивости Православная Россия обязана тем, что стала твердою ногою у Святого Гроба», — сказал о нём создатель Палестинского Общества Василий Николаевич Хитрово.


Приобретение участков

За время пребывания в должности архимандрит Антонин способствовал приобретению православных святынь в собственность Российской империи.

Приобретая в собственность России те или иные земельные участки в Палестине, он руководился главным образом соображениями или научно-археологическими и религиозными, или же чисто утилитарными. Его внимание останавливалось либо на чём-нибудь, что имело ценность по своим библейским воспоминаниям или находящимся там памятникам истории, либо на том, что могло послужить к развитию и укреплению просветительной или паломнической деятельности, где бы было возможно устроить школу или монастырь или же паломнический приют и подворье Миссии.

В связи со сложностями оформления актов о покупке участков, они приобретались на имя драгомана (переводчика) Миссии Якуба Халеби, а тот переоформлял дарственную на имя архимандрита Антонина.

В 1869 году при содействии архимандрита был приобретён Мамврийский дуб, а чуть позднее были выкуплены близлежащие земли (около 72 355 м²).

В 1870 году была приобретена вершина Елеонской горы. Тогда же было приобретено самое большое владение Российской Империи на Святой Земле в Эйн Кареме.

В 1869 году архимандрит Антонин приобрёл имение около Яффы по дороге в Иерусалим — место погребения святой Тавифы, где была построена Церковь апостола Петра.

В Тивериаде приобретено подворье для отдыха паломников.

В Бейт-Джале Антонин выкупил два владения, на одном из которых была основана школа для девочек и женская учительская семинария.

В Гевсимании при его содействии Российским правительством было удачно приобретено место, где по желанию царской семьи была построена церковь Святой равноапостольной Марии Магдалины.

Всего архимандритом Антонином было куплено 13 участков площадью около 425 000 м², стоимостью до миллиона рублей золотом.

В конце жизни отцу Антонину удалось оформить 6 из 13 приобретённых им участков в принадлежавший ему «вакуф» (особая форма религиозного землевладения в мусульманском праве). Согласно завещанию архимандрита Антонина, все его землевладения (кроме одного участка) были оставлены Святейшему Синоду Российской Церкви. Собственность России на остальные участки официально оформлял уже после смерти отца Антонина русский генеральный консул А. Г. Яковлев.

Восстановление и строительство храмов

В 1951-1955 годах, будучи настоятелем церкви при русском посольстве в Афинах, отец Антонин занимался восстановлением в Афинах находившейся в руинах древней церкви Ликодиму (св. Никодима, нач. XI в.). Все строительные работы, роспись храма, а также предшествовавшие восстановлению церкви археологические раскопки велись под его руководством. После восстановления этот храм, освящённый во имя Святой Троицы, был передан России и стал русской посольской церковью.

В 1880 году в селении Айн-Карем, известном в поклонническом мире под именем Горней, на присланные из России пожертвования заложил храм в честь Казанской иконы Божией Матери. 14 декабря 1883 года храм был освящён и стал связующим звеном общины.

В 1885 году на Елеонской горе был готов к освящению храм во имя Вознесения Господня. По окончании строительства был установлен большой колокол весом 308 пудов. 7 июня 1886 года состоялось торжественное освящение храма и колокольни. Величественная колокольня русского Елеонского храма Вознесения, так называемая «Русская свеча», господствовала над всеми окрестностями Иерусалима.

В 1885-1888 годах по личной просьбе великого князя Сергия Александровича руководил строительством церкви во имя св. равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании.

На русском участке в Иерусалиме близ Гроба Господня построено Александровское подворье с церковью Святого Александра Невского.

Главным подвигом жизни архимандрита Антонина стало создание Русской Палестины — целой инфраструктуры храмов, монастырей, паломнических приютов и земельных участков.

Историко-археологическая работа

В мае-июле 1865 года архимандрит Антонин совершил поездку по балканским провинциям Османской империи (Македония, Фессалия, Эпир), собрав в путевых дневниках богатый археологический материал по церковной истории.

С 1883 года руководил раскопками на русском участке в Иерусалиме близ Гроба Господня, которые увенчались ценнейшей находкой: был обнаружен порог Судных врат, через которые проходил Крестный путь Спасителя, и часть храма Воскресения Христова, построенного императором Константином Великим. Раскопки этого места произвели сенсацию в науке, дав богатейший материал как для истории земной жизни и последних дней Спасителя, так и для истории константиновского зодчества Палестины.

Трудами архимандрита Антонина на русском участке в Яффе был обнаружен древний некрополь, который предание связывало с местом погребения праведной Тавифы.

На русском участке в Иерихоне были обнаружены остатки византийского храма VI века, его мозаичных полов и надгробие его основателя игумена Кириака.

На русском участке на Елеоне были найдены два мозаичных пола, один из которых представляет собой уникальный образец мозаичного искусства.

Находки, добытые в результате раскопок, обогащали не только специально созданный архимандритом Антонином археологический музей Миссии в Иерусалиме, но и церковно-археологические собрания российских Духовных Академий. Особенно ценную вещь, бюст Ирода Великого, архимандрит подарил Эрмитажу, оставив в своём музее его копию.

Литературная деятельность


В 1930-е годы во время учёбы в Пермской духовной семинарии проявилась страсть Андрея Капустина к «стихотворству», не покинувшая его до самой смерти.

В Екатеринославской духовной семинарии им была написана стихотворная «Седьмица Страстей Христовых», изданная в Киеве в 1850 году.

При жизни Антонин Капустин печатался в «Трудах Киевской Духовной Академии», «Воскресном чтении», «Духовной беседе», «Душеполезном чтении», «Церковном вестнике», «Христианском чтении» (под псевдонимом А.).

Его сочинения, регулярно выходившие в российской печати, монографии, дневники, его библиотека и музей говорят о неординарном человеке, достойном представителе русского богословия и русской науки.

Архимандрит Антонин — автор важнейшего источника о деятельности Русской Духовной Миссии в Палестине, личного дневника (30 томов), озаглавленного «Повесть временных лет». В нём на протяжении тридцати лет, начиная с 1841 года, он аккуратно, день за днём, фиксировал события, происходившие в жизни, положение Православия в Палестине. Последняя запись была сделана 5 января 1894 года. Его стихи, акварели и зарисовки, а также фотографии, газетные и журнальные вырезки, вклеенные в страницы дневника, сопровождают и иллюстрируют текст, делая его ещё более значимым памятником эпохи.

По его завещанию 19 больших тетрадей этого дневника были отданы в Синод на хранение, чтобы только через 40 лет их можно было бы использовать для печати.

Собранная архимандритом Антонином коллекция рукописей (около 100 ед.) в 1898-1899 была приобретена Императорской Публичной библиотекой; в настоящее время хранится в Киеве (ЦНБ НАНУ, Киево-Печерская лавра) и Санкт-Петербурге (РНБ, РГИА). Эпистолярное наследие архимандрита Антонина не систематизировано и находится в разных фондах.


***

12 ноября 2012 года Святейший Патриарх Кирилл посетил Спасо-Вознесенский женский монастырь на горе Елеон. Предстоятель Русской Церкви совершил заупокойную службу у гробницы архимандрита Антонина (Капустина).

Обращаясь к присутствующим в храме архиереям, настоятельнице обители, игумении Моисеи (Бубновой), и сестрам обители, паломникам, Святейший Патриарх Кирилл сказал:

«Хотел бы выразить особую радость в связи с тем, что имею возможность совершить молитву в этом святом месте, у гробницы приснопамятного архимандрита Антонина, который без года 30 лет служил на Святой Земле и трудами своими создал «Русскую Палестину», который открыл двери для тысяч и тысяч паломников и оставил нам в наследие замечательные памятники русского духа, веры православной, усвоенной нашим народом здесь, на Святой Земле.
Не без Промысла Божия отец Антонин почил здесь и здесь же был погребён. С его именем мы связываем самые важные страницы в истории русского паломничества и русского присутствия в Палестине. Замечательно, что настало время, когда снова тысячи паломников со всей Святой Руси прибывают в это место и находят здесь молитвенное утешение, любвеобильный приём».





Разделы

Menu

Об использовании информации сайта

Все материалы сайта «Лица Зауралья» могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объёму и срокам публикации.

Единственным условием перепечатки является ссылка на сайт. Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны редакции и составителя не требуется.

Посещения

Количество просмотров материалов
28532736
Наверх Яндекс.Метрика